понедельник, 1 апреля 2013 г.


Возможная структура управления в самоорганизующихся системах связи

Исходя из приведенного примера, можно сделать следующие выводы:
1) Свойства и характеристики системы и её окружающей среды могут изменяться во времени, причём законы, по которым они изменяются, далеко не всегда поддаются прогнозу. Тем не менее, управление системой без знаний о её состоянии и состоянии среды (и, самое главное - имеющихся ресурсов) практически невозможно.

2) Состояние системы определяется весьма большим числом факторов, поэтому число управляющих воздействий на элементы системы и среду, а также объёмы соответствующей управляющей информации могут оказаться весьма большими.

3) Время, которое требуется на поиск оптимального решения, увеличивается по мере увеличения числа взаимодействующих элементов системы. В свою очередь решение, найденное в результате длительных вычислений, может потерять свою ценность из-за несвоевременного его получения или запоздалого использования.

На первый взгляд, перечисленные трудности могут оказываться вполне преодолимыми, если отказаться от стремления построить идеальную систему, которая способна мгновенно отыскать и осуществить строго оптимальное решение в любой ситуации.

Действительно, система может требовать не оптимального, а лишь достаточно хорошего (рационального) управления. Например, управление системой, может быть основано на использовании относительно небольшого числа «шаблонных» решений.

Но, даже придерживаясь подобной точки зрения, следует учитывать, что возможности человека в отношении восприятия и переработки информации ограничены. Даже самый талантливый администратор (или служба) может принимать решения только на основании учёта относительно небольшого числа факторов и весьма грубых прогнозов, и, самое главное, будет затрачивать довольно много времени на их обдумывание. Это обстоятельство лишает систему возможности осуществлять управление на достаточно высоком уровне.

Другая крайняя точка зрения – основана на внедрении во все комплексы дополнительных элементов, обеспечивающих автоматическое решение всех задач управления без участия людей. Но такой подход практически исключает возможность административного управления воздействиями на систему «извне», если для осуществления таких воздействий требуется привлечение обслуживающего персонала системы (ремонтных бригад, операторов, экспедиторов и т.п.).


Возможный подход к решению задач управления и «самоорганизации».


1) Задача управления системой разбивается на несколько подзадач или слоев:
● управление ресурсами канального и физического уровней;
 управление ресурсами сетевого уровня;
 управление безопасностью;
● прочие

2) Каждая из этих подзадач решается в какой-то степени автономно, однако все подзадачи должны быть подчинены одной и той же цели - поддержке высокого уровня надёжности и живучести системы. Эти задачи взаимосвязаны и взаимозависимы: например, несоответствие радиочастот и маршрутов у абонентов одного и того же канала приведёт к невозможности передачи/приёма пакетов по этому каналу, использование топологии системы, в составе которой указаны «неорганизованные» каналы приведёт к неверному расчету маршрутов.

3) Получив все настроечные данные, система «самоорганизуется»: на основании исходных данных каждая станция способна, как рассчитать все необходимые маршруты, так и «перерасчитать» их, в случае спонтанной реконфигурации системы. Для обеспечения такой возможности может использоваться протокол динамической маршрутизации, обеспечивающий широковещательную рассылку информации об изменениях состояний связей (типа OSPF или OLSR).

4) Управление ресурсами системы должно осуществляться централизовано: администратором системы со специально выделенного автоматизированного рабочего места (АРМ). Для эффективного управления системой, АРМ должно обеспечивать:
наглядную интерпретацию текущей топологии системы и её ресурсов;
оценку возможности дистанционной доставки служебной (настроечной) информации оборудованию при осуществлении манёвров частотами, каналами и т.д.;
оценку последствий возможных решений администратора системы (потери/восстановления топологической связности и т.п.);
оповещение администратора о возникновении нештатных ситуаций, требующих вмешательства соответствующего технического персонала (ремонтных бригад, экспедиторов и т.п.);

Есть основания предполагать, что такая система может оказаться вполне жизнеспособной. Достаточно отметить, что подобные системы уже существуют и успешно развиваются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий